Очирушка Кикеев, принц Чолун-Хамурский, граф Малодербетский!

Реальные истории об отце.

Яцка Сокулева

 

  1. Детство и москвичка Бая.

 Мы жили в трехкомнатной квартире в сто первом квартале города Элисты. За нашими домами был пустырь, куда мы любили ходить за тюльпанами весной, а в остальное время года,  гулять там, вдыхая свежий, не тронутый производством, воздух.

101 kvartal Elista Kamlykya
101 квартал, дом 140 г.Элисты, Калмыкия, РОССИЯ

 

Квартира наша была крошечная, но после сибирских землянок, где по рассказам матери, они жили вместе со скотом и даже после однокомнатной «однушки» в первом микрорайоне, эта «трёшка» воспринималась как вполне себе просторное жилье. В проходном зале папа, вместе с бабушкой (художницей П. И. Емчегировой), устроили себе мастерские. Это было самое большое помещение нашего дома. Папа писал свои картины, а бабушка в то время занималась вышиванием, шитьем и немного живописью. Я хорошо помню атмосферу нашего дома того времени. Было очень уютно.

Пелагея Емчегирова Рисунок Семьи
Художник П.И.Емчегирова, Семья художника. Бумага, карандаш. 1975 г. г. Элиста.

 

Вскоре, папе дали мастерскую в подвале жилого дома в третьем микрорайоне и он, каждый день, вставая, в пять часов утра, шел туда творить. Да, отец был свободным художником, а это значит, он мог работать  в любое время, когда хотел, но он, не смотря ни на что, каждый день вставал в пять утра, шелестел газетами, ходил в магазин за молоком, сметаной и творогом (последние два специально для меня!) и варил калмыцкий чай. После чего уходил на работу. Однажды  мама сказала: «Я удивляюсь Очиру! Ведь его ни кто не заставляет вставать так рано и идти на работу! А он это делает каждый день». Нет-нет, у нас в семье  не все было идеально. Мать с отцом часто ругались и не понимали друг друга. Начиная с выбора цвета стен. Мама хотела белые стены, а папа постоянно жаловался: «Белые стены это ж как в операционной!» Когда мы только переехали в это жилье, папа со своим другом, к сожалению, не помню его имени, сделали в ванной потрясающую мозаику. Мозаика  имела большой успех. Наши гости специально ходили в ванную посмотреть на мозаику. Жаль, что мы не догадались сделать фотографию этой мозаики. Интересно, сохранилась ли эта мозаика сейчас?

 

Мама была врачом-рентгенологом. Думаю, поэтому она любила белый цвет, цвет чистоты. Потом они с папой решили родить еще одного ребенка, но как-то все не получалось, пока маме кто-то не посоветовал уйти с вредной работы. Мама очень хотела третьего ребенка (Чингис Кикеев, мой брат-двойня, пятнадцать минут разницы, я – старше! Ха-ха!)

Чингис, Яцка
Мой брат-двойня Чингис и я. 1968 г.

 

и поэтому она ушла из рентгенологии в физиотерапию. Вскоре, она уехала в Москву на курсы, и было решено, нас с братом свозить в Москву перед началом школы. Так сказать, бонус после окончания детского сада. Тогда часто отключали свет в домах, и это было самые запоминающиеся моменты моего детства. Мама была в Москве, и мы остались жить некоторое время без нее. Было как-то тоскливо без мамы и поэтому теми темными, безэлектрическими вечерами бабушка и папа рассказывали нам всякие истории из своей жизни. Папа умел здорово рассказывать. Его можно было слушать часами. Он рассказывал нам, как мы сядем в большой настоящий самолет (мы до этого никогда не летали на самолетах) и полетим втроем в огромный город, под названием Москва и как мы встретим маму и все вместе хорошо проведем время! А бабушка показывала театр теней. Мы с Чингисом лепили, т.к. для рисования было очень темно. Сидели мы вчетвером под светом тусклой керосинки в темной большой комнате, но в душе было очень светло. До сих пор остался душевный свет тех вечеров.

Стоят: мама, отец. Сидят: бабушка Пелагея с Чингисом на руках, эджа Булгун со мной на руках. Примерно 1973 г.

 

В Москве меня больше всего поразили чернокожие африканцы. Меня изумил их цвет кожи и формы частей лица. Папа с мамой перед выходом в город давали нам с братом (нам было по шесть лет) строжайшие инструкции – не кричать при виде африканцев. Но как только мы видели чернокожих людей, то показывали на них пальцем и орали во все горло: «Негры! Негры!» Ну и конечно, надо было посоревноваться, кто громче? Бедные родители, не знали, куда деться от стыда.

Отец, мать, я и Чингис, г. Москва, 1974 г.

 

Там же, нас в гости пригласил дядя Витя Ургадулов, калмыцкий художник. Они с папой дружили всю жизнь, и папа ласково называл дядю Витю Крокодул, на что тот, по-моему, не обижался. Кстати, надо его спросить. Я только запомнила, что у дяди Вити на холодильнике сидела невероятной красоты кукла в совершенно роскошном и пышном платье. Она привлекла все мое внимание и больше я ничего не помню от той встречи, даже самого дядю Витю. Но с дядей Витей будет связан другой эпизод, который повлиял на всю мою жизнь. Об этом позже.

Через девять месяцев родилась моя любимая сестренка Баира (Баира Лялина). Об этой поездке в Москву мама всегда говорила: «Мы Баю «нашли» в Москве». Поэтому в первое время Баю называли «москвичка».

Бая с папой. 1977 г. в Элисте у нашего дома.

Продолжение:

 

2. Прогулки с папой, Гарри Олегович Рокчинский и майские парады.

3. Дядя Витя Ургадулов.

4. Как познакомились папа с мамой.

5. Куба.

6. Суд над папой и враги.

7. Край света, телефон и веселые поездки.

8. Перестройка, вопросы отцу и Мерген.

9. Дядя Валера Громов, Гумилев, вопросы отцу