КАЛМЫЦКИЙ ХОТОН. 1943.  ПОСЛЕ ВЫСЕЛЕНИЯ. 

КАЛМЫЦКИЙ ХОТОН. 1943.  ПОСЛЕ ВЫСЕЛЕНИЯ. 

Очир Кикеев

1988

холст, масло

140cmx140cm

55inchx55inch

Работа – собственность Национального музея им. Н.Н. Пальмова,

г. Элиста, Республика Калмыкия, РОССИЯ

<     >

С. Г. БАТЫРЕВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЛМЫКИИ XX ВЕКА

Глубоким прочтением исторической драмы является полотно заслуженного художника России О. Кикеева «Калмыцкий хотон год» (1989). Оно было отмечено центральной критикой на последней выставке автономных областей и республик России 90-х годов в Москве. Тема депортации художественно обобщена в образе, явившемся из-под кисти калмыцкого живописца. Центром психологической выразительности произведения, если не его главным персонажем, является собака (волк), как родовой тотем, осиротевший и потерявший свой род…. Воющие пестрые собаки и обезлюдевшее калмыцкое селение в жутком безмолвии разрушенного родового очага. Достоверна в своей простоте пронзительная выразительность раскрытия темы, понятной каждому калмыку. Не повторяясь в обличительном пафосе изображения национальной драмы, автор сумел найти в сокровенной глубине этнического самосознания свою трактовку истории. Емкое живописное осмысление судьбы калмыцкого народа лишено иллюстративного многословия, налицо точно найденный художественный образ народной трагедии. На высокой психологической ноте обобщен исторический факт, выносящий обличительный приговор Злу авторитарному режиму сталинской эпохи. Произведение воспринимается важным рубежом не только в творчестве художника О. Кикеева, сопричастного к прошлому и настоящему народа, но и значительным событием искусства Калмыкии второй половины XX века.